КРИТИКА ТЕОРИИ ЧАСТИЧНОЙ БОГОДУХНОВЕННОСТИ БИБЛИИ ТОЛЬКО "В СВОЕЙ ЦЕЛИ" "Однако более распространён другой вариант этой теории (частичной богодухновенности - адм.). Библия богодухновенна только «в своей цели». Цель Библии — спасение человека, поэтому в тех местах, где Библия говорит о Боге, спасении и нравственности, она богодухновенна, в остальных же нет 1. При этом некоторые темы, о которых человек не мог узнать сам, уже не считаются богодухновенными. Например, сотворение мира считается чистым «мифом-сказкой», то есть лишённым исторического содержания. Самая главная проблема данной теории — это определение критериев богодухновенности и небогодухновенности той или иной части священного Писания. Единственным критерием становится мнение исследователя, его автономное право задавать вопросы библейскому тексту, оценивать его, судить о достоверности, адекватности и разумности его конкретных утверждений. <...> Вопрос о безошибочности важен по целому ряду причин. Во-первых, если Библия ошибается в вопросах, не существенных для спасения, то она может содержать ошибки и в вопросах о природе человека, межличностных и семейных отношений, любовных связей, воли и чувств, а также в целом ряде других вопросов христианской жизни, которые не относятся к богословию. Во-вторых, такой подход приводит к тому, о чём писал блж. Августин: «если мы скажем, что в священных книгах кое-что неверно, из этого проистекут тяжкие последствия! Это всё равно, что сказать: «люди, которые нам дали Писание, поместили в своих книгах ложь». Допустив, что в высокой святыне есть одно семя лжи, ты получишь прекрасный прецедент, чтобы отвергнуть всё то, что чему тебе трудно следовать, или во что тебе трудно поверить» 2 . Вопрос о безошибочности важен и для экзегетики. Если начать с предположения, что Писание содержит ошибки и затем «найти» кажущееся противоречие между некоторыми текстами, то можно сделать вывод, что во всех этих текстах присутствуют неточности. Если же начать с утверждения, что в Писании нет ошибок, то возможно найти способ решения любого кажущегося противоречия. Различные результаты этих подходов становятся очевидными на том этапе экзегезы, который состоит в сравнении исследуемого текста со всеми другими текстами на эту же тему. Подход будет различным в зависимости от того, считается, что учение различных текстов представляет единство мыслей, или что тексты могут содержать противоречивые мнения вследствие наличия ошибок 3 <...> Так же, можно обратиться и к учению Господа нашего Иисуса Христа. Если Он есть Сын Божий, то Его отношение к Писанию даст лучший ответ на вопрос о безошибочности. Во-первых, Христос последовательно рассматривает исторические повествования Ветхого Завета как достоверные описания событий. Христом были упомянуты: Авель (Лк 11:51), Ной (Мф 24:37–39; Лк17:26–27), Авраам (Ин 8:56), установление обрезания (Ин 7:22; ср. Быт 17:10–12; Лев 12:3), Содом и Гоморра (Мф 10:15; 11:23–24; Лк 10:12), Лот (Лк17:28–32), Исаак и Иаков (Мф 8:11; Лк13:28), манна (Ин 6:31, 49, 58), медный змей в пустыне (Ин 3:14), Давид как псалмопевец (Мф 22:43; Мк 12:36; Лк 20:42), евший хлебы предложения (Мф 12:3–4; Мк 2:25–26; Лк 6:3–4), Соломон (Мф 6:29; 12:42; Лк 11:31; 12:27), Илия (Лк 4:25–26), Елисей (Лк 4,:27), Иона (Мф 12:39–41; Лк 11:29–30, 32), Захария (Лк 11:51). Был упомянут Моисей как законодатель (Мф 8:4; 19:8; Мк 1:44, 7:10, 10:5, 12:26; Лк 5:14; 20:37; Ин 5:46; 7:19); часто упоминались страдания пророков (Мф 5:12; 13:57; 21:34–36; 23:29–37; Мк 6:4 ср. Лк 4:24; Ин 4:44; 12:2–5; Лк 6:23; 11:47–51; 13:34; 20:10–12). Христос подтверждает достоверность рассказов из Бытия 1 и 2 (Мф 19:4–5; Мк 10:6–8). Хотя цитаты, приведённые нашим Господом, были взяты из разных частей Ветхого Завета, а также одни периоды истории упоминались чаще, чем другие, совершенно очевидно, что Он знал события Ветхого Завета и считал их правдивой историей. Во-вторых, Христос часто выбирал для обоснования своего учения те события, которые большинство современных критиков считают нереальными. Например, Всемирный Потоп (Мф 24:37–39; Лк 17:26–27), история Содома и Гоморры (Мф 10:15; 11:23–24), рассказ об Ионе (Мф 12:39–41; Лк 11:29–32). В-третьих, Христос обращался к ветхозаветным Писаниям как к высшему авторитету во время споров с книжниками и фарисеями. Он осуждал их не за то, что они слишком доверяли Писанию, но за то, что они своей казуистикой запутывали ясное и достоверное учение, которое излагалось в нём. Христос использовал Писание для отражения каждого искушения сатаны. Примечательно, что как Иисус, так и сатана признавали Писание в качестве аргумента, против которого нет другого аргумента (Мф 4:4–11; Лк. 4:4–13). В-четвёртых, Христос учил, что ничто не прейдёт из закона, пока всё не исполнится (Мф 5:17–20), и что Писание не может нарушиться (Ин 10:35). Подобным образом и святые апостолы подтверждали истинность и историчность всех частей Писания. Например, Авраам уверовал и обрёл обетование до того, как был обрезан (Рим 4:10); Аврааму было около ста лет (Рим 4:19); Бог сказал Ревекке, что её старший сын будет служить младшему ещё до того, как они родились (Рим 9:10–12); Илия говорил с Богом (Рим 11:2–4); народ израильский прошёл через море, он ел и пил духовную пищу и духовное питие, стремился к злу, садился пить, вставал играть, был похотлив, роптал, был поражён (1 Кор 10:11); Авраам отдал десятую часть всего Мелхиседеку (Евр 7:1–2); ветхозаветная скиния была тщательно устроена совершенно особым образом (Евр 9:1–5); Моисей окропил народ и сосуды скинии кровью и водой, используя червлёную шерсть и иссоп (Евр 9:19–21); мир был сотворён словом Бога (евр 11:3); многое в жизни Авеля, Еноха, Ноя, Авраама, Моисея, Раав и др. действительно произошло (Евр 11); Раав приняла соглядатаев и отпустила их другим путём (Иак 2:25); в ковчеге спаслось восемь человек (1 Пет 3:20; 2 Пет 2:5); Бог обратил Содом и Гоморру в пепел, но спас Лота (2 Пет 2:6,7); валаамова ослица заговорила (2 Пет 2:16). Св. Ап. Павел говорит, что он поклоняется Богу, «веруя всему написанному в законе и пророках» (Деян 24:14). Он же говорит, что «всё, что Писано было» в Ветхом Завете, «написано нам в наставление» (Рим 15:4). В этих текстах нет никаких указаний на то, что какой-то части писания не следует доверять целиком и полностью. Ап. Павел даже, в связи с не столь значительными деталями Ветхого Завета («народ сел есть и пить, и встал играть»), говорит: «всё это происходило» (подразумевая тем самым историческую достоверность) и «описано в наставление нам» (1 Кор 10:11). Очевидно, Господь наш Иисус Христос и апостолы не делали разграничения между точностью и достоверностью мест Писания, в которых излагалось откровение по важнейшим вопросам и теми местами, в которых сообщались второстепенные сведениями. Они относились к Писанию с полным доверием 4" . ______________________________ Источник: Добыкин Д. Г. Введение в Ветхий Завет : курс лекций по ветхозаветной исагогике / Д. Г. Добыкин ; Санкт-Петербургская Духовная Академия, кафедра библеистики. — Изд. 2-е, перераб. и доп. — СПб. : изд-во СПбДА, 2016. С. 50-55 1 Дегтярев В. основы христианского богословия. диссертация на соискание степени доктора служения (DMin). Запорожье: Запорожский библейский колледж и семинария, 2007. с. 22. 2 Цит. по: Райри Ч. Основы Богословия. с. 94. 3 Верклер Г.А. Герменевтика. с. 20. 4 Составлено по: Верклер Г.А. Герменевтика. С. 20–21 и Грудем У. Систематическое Богословие. С. 91–92. #экзегетика@apologia_orthodox #библеистика@apologia_orthodox

Теги других блогов: библия критика богодухновенность